Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Основы безопасности жизнедеятельности.

ПОМОЧЬ НАУЧИТЬСЯ

Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас.

К. Конради

Вопросы формирования у воспитанников культуры безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости правильно действовать, актуальны всегда. Высокая динамичность современного мира, трагические случаи с участием детей дошкольного возраста требуют от педагогических работников дошкольного образования поиска новых подходов к формированию основ безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) у воспитанников. Главной целью формирования ОБЖ у детей выступает формирование основных представлений об опасных для жизни ситуациях, развитие умений правильно действовать в них, своевременно обращаться за помощью. В учебной программе дошкольного образования задачи включены в образовательную область «Ребёнок и общество» и рассматриваются, начиная со второго года жизни, усложняясь для каждой возрастной группы. Анализ содержания программных задач позволяет выявить компоненты, на основе которых должно осуществляться формирование ОБЖ у воспитанников, и условно систематизировать их по пяти темам: l правила пожарной безопасности; l правила дорожного движения; l правила поведения в быту; l правила поведения в природе; l правила общения. Образовательная работа с детьми по представленным тематическим блокам осуществляется в нерегламентированной деятельности.

В работе используются различные методы и приёмы по формированию ОБЖ: l  словесные (ситуативный разговор, ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», чтение стихов, рассказов, сказок); l  практические (интерактивные игры, дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, ситуативноимитационное моделирование, игровые тренинги, виртуальные экскурсии); l наглядные: наблюдения, иллюстративный материал, тематические альбомы, видеопрезентации, мультфильмы, диафильмы и др. Беседы по ОБЖ, сопровождаемые яркими мультимедийными презентациями, дают возможность ребёнку взглянуть на те ситуации, в которых в реальной жизни он оказаться не должен, расширить его кругозор. Ситуативный разговор позволяет анализировать возникшие в течение дня травмоопасные ситуации, находить пути их решения, а использование фотографий помогает закрепить правила безопасного поведения. Мы часто применяем такую форму работы с законными представителями воспитанников, как «Сэлфи безопасности», «Неожиданный кадр». В результате появляются фотокнижкималышки по ОБЖ. Чтение художественной литературы в сочетании с просмотром обучающих мультфильмов в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей позволяет демонстрировать воспитанникам не только правила безопасности жизнедеятельности, но и небезопасное поведение, а также его результаты. 09 / 2018 бяспека жыццядзейнасці 41 Созданные в сотрудничестве с родителями диафильмы позволяют совместно рассматривать, обсуждать, аналитически работать с иллюстрациями, посвящёнными формированию ОБЖ. Их использование может иметь место уже в младших группах — при чтении сказок, рассказов, разучивании стихотворений, во время бесед и т.д. Особую роль в формировании ОБЖ играют интерактивные игры. Разнообразные по содержанию и форме, они вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых. Некоторые игры требуют больше вербальной активности воспитанников («Что делать, если…», «Продолжи предложение…», «Доскажи словечко» и др.), другие предполагают двигательную активность («Один, два, три — в круг беги!», «Поменяемся местами», «Сделай выбор», «Потуши огонь», «Выезд спасателей» и др.). Дидактические игры помогают закрепить представления детей о правилах безопасности жизнедеятельности и вместе с тем развивают память, мышление, речь, воспитывают чувство ответственности за свою жизнь и здоровье, позволяют применять накопленный опыт. Вопросы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решать только в рамках учреждения дошкольного образования. Не менее важным условием выступает тесная взаимосвязь с законными представителями воспитанников. Созданию и упрочению такой связи способствует привлечение родителей к участию в совместных физкультурных досугах и музыкальных развлечениях, выставках детско-родительского творчества, выпуске семейных стенгазет, созданию книжек-малышек по разным направлениям безопасности жизнедеятельности, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т.д. Большую роль в решении задач по формированию ОБЖ играет создание оптимальной развивающей среды в учреждении дошкольного образования. Воспитателями дошкольного образования изготовлен макет, моделирующий улицы и дороги, с набором специальных атрибутов, объёмная модель пожарной части, подобраны наглядные пособия, плакаты, тематические альбомы для рассматривания, сюжетные и предметные карточки, изображающие опасные ситуации и предметы окружающего мира, дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, оформлена картотека художественной литературы, закуплены игрушки и игровое оборудование по формированию ОБЖ (машины специального назначения, куклы, отражающие профессии спасателей и др.). В своей работе используем материалы журнала «Юный спасатель». В «Библиотеке безопасности» нашего учреждения собрана коллекция рассказов из рубрики журнала «Непридуманные истории», книжекмалышек о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Также мы широко используем мультимедийные материалы по ОБЖ (аудиоролики, социальные видеоролики, обучающие видеофильмы и уроки, фильмы о спасателях, постеры, плакаты и др.), созданные сотрудниками отдела пропаганды и социокультурной деятельности Минского городского управления Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь и районного отдела чрезвычайных ситуаций Партизанского района г. Минска. ЛИТЕРАТУРА:

1. Давидович, А. Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4—5 лет : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А. Л. Давидович, Н. В. Литвина, Е. И. Смолер. — Минск : Экоперспектива, 2017.

2. Комарова, И. Научно-методические основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / И. Комарова // Пралеска. — 2015. — № 7. — С. 8—11.

3. Никонова, Л. Поможем усвоить шаг за шагом // Л. Никонова // Пралеска. — 2016. — № 6. — С. 41—44; № 9. — С. 41—48.

4. Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Нац. ин-т образования, 2012. 09 / 2018