Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Формирование культуры безопасности

Л.Е.Никонова, Т.В.Поздеева Минск, БГПУ имени М.Танка

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты формирования культуры безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Внимание обращено на содержание образовательной работы по ознакомлению с социальными опасностями, с которыми может столкнуться ребенок дошкольного возраста, на практические умения детей старшего дошкольного возраста в этом направлении. Ключевые слова: культура безопасности, старший дошкольник, социальные опасности, культура безопасного общения.

Формирование культуры безопасности ребенка и охрана его здоровья – одна из актальнейших задач дошкольного образования (Н.Н.Авдеева, К.Ю.Белая, Т.В.Загвоздкина, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина, Т.Г.Хромцова и др.). При этом, как подчеркивают авторы, задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, научить ребенка правилам жизни во взрослом мире с максимальными приобретениями и минимальным риском. Вместе с тем, в педагогической науке проблеме формирования основ культуры безопасности уделяется мало внимания, а понятие «культура безопасности» не получило общепринятого определения. Существенным для понимания данного феномена являются исследования таких ученых, как В.Н.Мошкин [1], В.В.Гафнер [2], С.Н.Пидручная [3] и др,, полагающих, что культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье. Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья. Для педагогов и родителей, как подчеркивают исследователи, характерен низкий уровень жизнесберегающей компетентности; внешний контроль формален и низко эффективен. Проводимые мероприятия оздоровления детей, обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях УДО носят кампанийный характер. Также отмечается недостаток разработанных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций для воспитателей, родителей по организации различных форм работы, направленных на формирование культуры безопасности и основ здорового образа жизни у дошкольников. Отсутствие квалифицированных кадров в УДО, а также особенности менталитета нашего общества – привычка жить по принципу «авось, пронесет» усугубляет ситуацию.

Серьезный шаг в разработке данной проблемы – появление программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князеевой, Р.Б.Стеркиной

Программа содержит 6 разделов, в основу выделения которых, авторами положено группирование опасных ситуаций по возможности их возникновения, связанной с местом пребывания ребенка. В программе впервые выделен блок социальных опасностей. Традиционно в отечественной дошкольной педагогике и практике работы детских садов больше внимания уделялось проблеме знакомства детей с правилами дорожного движения и пожарной безопасности. Вместе с тем обучение детей культуре социальной безопасности занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последние десятилетия. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие отдельные социальные группы. Социальные опасности весьма многочисленны и угрожают большому числу людей. В случае с детьми дошкольного возраста социальные опасности – это прежде всего опасности общения с незнакомыми людьми. В этой связи представляется целесообразным определить содержание образовательной работы со старшими дошкольниками по данному направлению, а также вычленить те представления и умения, которыми в результате они должны овладеть. Основными разделами (темами) работы педагогов являются: о несовпадении приятной внешности и добрых намерений; опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми; ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого; ребенок и другие дети, в том числе подростки; если «чужой» приходит в дом; ребенок как объект сексуального насилия; ситуации потери ребенка в общественных местах. Содержание представлений детей старшего дошкольного возраста относительно культуры безопасного общения с другими людьми может включать следующее: общение с другими людьми может быть опасным; свобода, жизнь, здоровье – самое главное; приятная внешность человека может не совпадать с добрыми намерениями; никогда не следует разговаривать с незнакомцем, садиться к нему в машину, открывать дверь незнакомцу, брать угощения у незнакомого человека, никогда никуда не ходить с незнакомыми и малознакомыми мужчинами, женщинами и детьми; следует звать на помощь, если незнакомый человек намеревается проникнуть в квартиру; ребенок не должен слушаться незнакомых взрослых, может и должен защищаться от них любым способом; знать номера телефонов родителей, соседей, звонить по номеру 101 в критическом случае; при насилии следует действовать по правилу «беги, кричи, сопротивляйся, расскажи»; следует говорить «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть ребенка в опасную ситуацию; называть все части своего тела не стесняясь; знать разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями; не иметь никаких тайн от родителей; знать идентифицирующую информацию. Познавательные и игровые умения старших дошкольников по данному разделу заключаются в следующем: выделять на картинках возможные опасные ситуации, оценивать поведение персонажей, анализировать ситуацию; в процессе общения со взрослым по поводу культуры безопасности активно участвовать в обсуждении, приводить примеры из личного опыта, успешно решать проблемную задачу, проявляя творчество; уметь получать информацию из разных источников; в ходе ролевых, дидактических, моделирующих игр, тренингов, демонстрировать умения соблюдать правила безопасности в общении с незнакомыми людьми. Практические умения детей по разделу культуры безопасного общения с другими людьми предполагают следующее: сообщать родителям, где и с кем находишься; в незнакомой обстановке не отходить от взрослого; избегать игр в безлюдных и неосвещенных местах, также на стройках, подвалах, парках; уметь привлекать внимание окружающих людей в опасной ситуации; уметь сказать «нет» другим детям, подросткам, взрослым, которые хотят втянуть в опасную ситуацию; уметь решать проблемы, в реальной ситуации противостоять неуверенности и сложности; занимать собственную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение. Технология образовательного процесса по формированию у старших дошкольников культуры безопасного общения с другими людьми включает все практикуемые в дошкольных учреждениях методы обучения как элементы, в которых очевиден результат и которые успешно формируют у дошкольника культуру безопасного поведения. Важно при этом рассматривать ребенка не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника образования в области безопасности жизнедеятельности. С этой целью помимо традиционных необходимо использование активных форм и методов обучения: тренинги, имитационные ситуации, ролевые игры, разбор жизненных ситуаций, групповая работа с иллюстрационными материалами, решение проблемных задач и др. Использование информационно-коммуникационных технологий (кино, телевидение, Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы) в образовательном процессе является сильной мотивацией повышения познавательной активности дошкольников при формировании культуры безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: монография / В.Н.Мошкин. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2002. – 318 с.

2. Гафнер, В.В. Предпосылки возникновения педагогики безопасности / В.В.Гафнер //Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Катеринбург, 12 декабря 2011 г. : в 2 ч. / сост. И общ. Ред В.В.Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – Ч. 1. – С. 5-12.

3. Пидручная, С.Н. Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. … канд.пед.наук / С.Н.Пидручная. – М., 2009. – 25 с.

4. Авдеева, Н.Н. Безопасность : учеб. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 144с. РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ